2021-06-01

Обнародование муниципальных нормативных актов

Обнародование муниципальных нормативных актов
Согласно Конституции Российской Федерации в России как демократическом правовом государстве одной из основ конституционного строя и правовой системы является требование, согласно которому законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (статья 1; статья 15, часть 3; статья 16).

Конституционный Суд Российской Федерации ранее указывал, что предусмотренное статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации требование официального опубликования нормативных правовых актов компетентным органом публичной власти обусловлено общепризнанным принципом правовой определенности, лежащим в основе отношений государства и индивида, и означает всеобщее оповещение о том, что данный акт принят и подлежит действию в изложенном аутентичном содержании. Только тогда на лиц, подпадающих под его действие, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Неопределенность же относительно того, действует или не действует нормативный правовой акт, препятствует единообразию в его соблюдении, исполнении и применении, а значит, порождает противоречивую правоприменительную практику, создает возможность злоупотреблений и произвола, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, ведет к нарушению принципов равенства и верховенства права (Постановление от 27.03.2012 года № 8-П).

Обнародование муниципальных нормативных актов

Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает в пункте 6 части 1 статьи 44, что уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. Такие акты, согласно частям 1 и 3 статьи 47 того же Федерального закона, вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Проверка Конституции обнародование муниципальных нормативных актов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2021 года № 23-П пункт 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признан не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования.

Указано, что  в целях реализации предписания статьи 15 (часть 3) Конституции РФ применительно к муниципальным нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве правовых и организационных принципов местного самоуправления установил следующее. Пунктом 7 части 1 его статьи 17 к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов отнесено учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о его социально-экономическом и культурном развитии, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Согласно же части 3 статьи 68 данного Федерального закона органы местного самоуправления могут выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации.

Приведенному регулированию корреспондирует положение Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» о том, что учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания может быть орган местного самоуправления (часть первая статьи 7). Данный Закон освобождает от государственной регистрации средства массовой информации, учреждаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов (абзац второй статьи 12); сайт в сети Интернет, в том числе официальный сайт муниципального образования, признается средством массовой информации (сетевым изданием) только в случае его регистрации в качестве средства массовой информации (абзацы третий и шестнадцатый статьи 2 и часть вторая статьи 8).

Часть 1 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно части 2 той же статьи муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании; для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание; в случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27.03.2012 года № 8-П отметил, что включение «Официального интернет-портала правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в перечень официальных изданий, в которых может состояться официальная публикация закона, обусловлено объективным изменением структуры информационного пространства в современных условиях и позволяет осуществлять функцию всеобщего оповещения о принятии тех или иных нормативных правовых актов и ознакомления с ними с использованием новых информационных технологий. Федеральному законодателю указано на необходимость установить в кратчайшие сроки порядок официального опубликования временно применяемых международных договоров России в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и с учетом данного Постановления, в том числе посредством использования для официального опубликования таких договоров наряду с традиционными и иных возможностей современного информационного пространства.

Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации может быть экстраполирована и на опубликование муниципальных правовых актов в том смысле, что не будет отступлением от требований Конституции Российской Федерации признание условием, опосредующим вступление муниципальных нормативных правовых актов в силу, не только их опубликования в официальном периодическом печатном издании, но и их опубликования (размещения) исключительно в официальном сетевом издании, если его использование в этих целях обеспечивает оповещение жителей муниципального образования о принятии таких актов и ознакомление с ними. В качестве официального сетевого издания может использоваться официальный сайт муниципального образования в сети Интернет с учетом, однако, того, что действующее регулирование связывает получение статуса сетевого издания с регистрацией сайта в качестве средства массовой информации. При этом возможность использовать для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов только официальное сетевое издание - при наличии соответствующего решения федерального законодателя - должна быть обусловлена исполнением в муниципальном образовании требования части 2 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» о создании, в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, в других доступных для посещения местах), пунктов подключения к сети Интернет.

Конституционный Суд Российской Федерации ранее заметил, что по смыслу статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации тиражи официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты, и их распространение должны обеспечивать реальную возможность ознакомления с такими актами, не создавая неоправданных усилий по их поиску (Определение от 03.04.2007 года № 171-О-П). Вместе с тем нельзя не принять во внимание, что для муниципальных образований, с учетом в том числе их многообразия, в силу объективных, в частности финансовых, причин могут быть затруднительны учреждение печатного средства массовой информации, обеспечение достаточного тиража печатного издания, где публикуются муниципальные нормативные правовые акты, а также его распространение на территории муниципального образования.

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на пункте 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» во взаимосвязи с его статьей 79, считает необходимым, имея в виду сформулированные в настоящем Постановлении правовые позиции, установить следующие особенности его исполнения.

Конституционный Суд Российской Федерации рекомендует федеральному законодателю в кратчайшие сроки урегулировать вопросы использования для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, возможностей современного информационного пространства, в том числе с учетом ранее принятых законодательных решений (например, упомянутые положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», часть 1 статьи 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»), В частности, федеральный законодатель не лишен возможности решить вопрос об упрощенном механизме признания за официальными сайтами органов публичной власти статуса официального сетевого издания для целей официального опубликования муниципальных правовых актов (включая официальное опубликование на сайте муниципального района или городского округа, в котором находится городское или сельское поселение либо внутригородской район, чьи органы издали соответствующий акт, или на сайте субъекта Российской Федерации).

Комментариев нет:

Отправить комментарий